Победу в Великой Отечественной войне ковала вся страна – сколько великой правды в этой простой, на первый взгляд, фразе. На фронт – защищать родину от фашистов – уходили мужчины, а на их место – за станки, на производство – приходили женщины и дети. От Волги до Чукотки – так было везде.

С первых дней войны на Спасском цементном заводе, откуда мужчины – по зову сердца – добровольцами ушли на фронт, начали работать молодые женщины, взвалившие на себя далеко не женское дело… Упорно овладевали они профессиями, завод работал днём и ночью, по призыву комсомольцев росло и ширилось стахановское движение – смены выдавали по 120-200 процентов продукции! В 1942 году завод стал выпускать учебные цементные бомбы. Рабочие с огромным энтузиазмом не только в цехах преодолевали все трудности, но и в подсобном хозяйстве, на лесозаготовках, собирали деньги и посылки для фронта. Гражданским подвигом своим рабочие завода приближали победу над фашизмом. Все жили одной мыслью, одной целью: «Мы победим!». 723,3 тысячи тонн отличного цемента произвёл завод за четыре года войны. Более пятисот работников Спасскцемента не вернулись с полей сражений, пали смертью храбрых, сотни были награждены боевыми наградами и наградами за труд в тылу.

В Параде Победы на Красной площади в 1945 году приняли участие спассчане-цементники ― Герой Советского Союза старший лейтенант Василий Александрович Некрасов и старшина-разведчик, кавалер двух орденов Славы, Иван Порфириевич Воронин.

И сегодня – как справедливо поётся в песне – «нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой» – сотрудники Востокцемента хранят светлую память о воинах, защитивших нас от фашизма.

«В Великой Отечественной войне участвовали оба моих деда, – говорит Татьяна Алфёрова, главный бухгалтер Спасскцемента. – Капитан Аким Борисович Тильман был кадровым военным, когда началась война, служил в Приморском крае, но уже в сентябре 1941 года бил немцев под Москвой, за что и был награждён орденом Красной Звезды. В 1942 году был ранен, но в 1944-м вернулся в действующую армию и погиб 14 октября. Увы, установить место захоронения родным так и не удалось.

Алферова-Тильман.jpg

Второй мой дед - Гонус Григорий Терентьевич – ушёл на фронт рядовым. Служил артиллеристом. Был награждён медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией», «За победу над Японией».

Алферова-Гонус Г.Т.-1.jpg

Каждый год с портретами моих дедов я хожу в шествии «Бессмертный полк».

«Калиниченко Василий Васильевич, мой дед, родился в 1926 году, ― вспоминает Виктория Нетесова, бухгалтер-ревизор Теплоозёрского цементного завода. – Он был партизаном на оккупированных территориях, а когда эти земли освободили, был призван в Советскую армию и направлен на Дальний Восток. Участвовал в боях с милитаристской Японией. После победы остался на Дальнем Востоке. У него были награды ― медали, орден Отечественной войны.

Нетесова.jpg

Дедушка не любил, когда расспрашивали о войне. Деда я помню весёлым человеком. Он был баянист, хорошо играл и пел, его все любили. И 9 мая, День Победы, всегда был главным праздником в нашей семье. С портретом дедушки мы регулярно принимаем всей семьёй участие в Бессмертном полку, вот и в этом году тоже собираемся».

Дед Владислава Ковалёва, заместителя начальника Производства №1 Якутцемента, был в числе тех, кто пришёл работать – уже много лет спустя после Победы – на только что построенный завод Якутцемент. И отдал заводу много лет.

«А на войну Ковалёв Андрей Никитович ушел в 1941 году. Участвовал в боях за Сталинград, - вспоминает Владислав Геннадьевич. – Он был командиром отделения в разведроте, пулемётчиком. Знаю, что дед был награждён орденом Славы 3-й степени, орденом Красной Звезды, орденом Великой Отечественной войны.

Он был лёгкий на подъём, после демобилизации в Читинской области работал, увидел, что начинают строить первый цементный завод в Якутии, они с бабушкой туда и поехали, это был 1970 год. Потом позвали отца и маму в республику. Там мы и остались жить. Отец всю жизнь проработал на заводе, я продолжил династию.

Ковалев-1.jpg

Деда я видел последний раз лет в 12, они с бабушкой, как на пенсию вышли, уехали на Украину, это были времена СССР. А мы к ним летали летом. Дед был строгим, но справедливым и весёлым человеком. Потом грянула перестройка, побывать у дедушки больше не довелось».

«Мой прадед, Харлапенко Григорий Нилович, воевал в Великую Отечественную войну, - рассказывает Евгения Кармакова, офис-менеджер Владивостокского бутощебёночного завода. - Дома остались жена и двое малышей, но он ушёл на фронт, как и тысячи сибиряков, чтобы защитить от фашизма свою семью и миллионы других семей… 7 ноября 1941 года он участвовал в знаменитом параде на Красной площади, откуда прямиком направился на передовую - защищать Москву.

После воевал в пехотных войсках - рядовым, форсировал Одер, дошёл до Берлина, на окраинах которого был ранен и направлен в тыл на лечение, а после и домой. Был награжден орденом Славы, медалью «За взятие Берлина». После возвращения домой работал в колхозе – кладовщиком. Мои родные запомнили его справедливым, добрым и внимательным к родным. К сожалению, фото моего прадеда не сохранилось, но наша семья хранит память о нём».

«Моего деда звали Яков Артемович Гордиенко, - говорит Сергей Савватеев, начальник отдела охраны труда Дробильно-сортировочного завода. – Он родился в Приморье, в селе Софиевка. На фронт был призван в 1942 году. Воевал на Втором Белорусском. Был наводчиком артиллеристской установки. Принимал участие во взятии Берлина. Награждён медалью «За взятие Кенигсберга» и медалью «За отвагу», орденом Отечественной войны II степени».

Савватеев.jpg

«Мой дедушка, Пётр Андреевич Олифиренко, ушёл воевать в августе 1941 года, - вспоминает Марина Немальцына, заместитель генерального директора по экономике завода по производству бетона «Трилитон». – Он дослужился до старшего сержанта в 183-м танковом полку. Участвовал в боевых действиях на Белгородско-Курском направлении – да, мой дед был участником того самого знаменитого танкового сражения под Прохоровкой. Был ранен в боях на Курской дуге. После ранения вернулся на фронт, освобождал Украину, был ранен ещё раз во время форсирования Днепра.

Немальцына1.jpg

Дедушка освобождал Ригу, Польшу, Краков, он был среди тех, кто вызволи узников Освенцима… Пётр Олифиренко дошёл до Германии и победу встретил в городе Бунцлау. Трижды награждён орденом Красной Звезды, самой героической солдатской медалью - «За отвагу», медалью «За взятие Кенигсберга», медалью «За Победу над Германией», и польской медалью «Medal zwyciestwa i wolnosci», орденом Отечественной войны. После демобилизации много лет работал на рыбозаводах в Приморском крае. Он был героем – как и все, кто встал на защиту Родины от фашистов».

«Мой дедушка ― Дмитрий Александрович Шкорко - воевал на Дальнем Востоке, сражался против милитаристской Японии, - рассказывает Егор Малинкин, заместитель начальника цеха по производству асфальтобетона завода «Тайгер-Микс». – Он ушел в армию совсем молодым, в 17 лет, потому что всей душой рвался на фронт. Освобождал Северную Корею от японских колонизаторов и после Победы служил в Северной Корее. Награждён Орденом Отечественной войны 2-й степени.

Про события военных лет дед рассказывать не любил, когда ему задавали вопросы на тему войны, у него часто выступали следы на глазах.

Малинкин.jpg

Он был очень добрый и открытый человек, прекрасно играл на гармони – его приглашали порадовать людей на свадьбы, на праздники. В мирное время дедушка работал водителем кареты скорой помощи – и, если его просили помочь добраться до больницы (а она была в другом селе), никогда не отказывал. Мы помним его как добродушного и заботливого дедушку, который очень любил свою семью. Гордимся нашим героем, защищавшим Отечество»!