«Никогда не поверю, если кто-то скажет, что он никогда не пускался в просчитанные авантюры».

           Он совершенно удивительный человек. В нем всего много – харизмы, ума, целеустремленности, энтузиазма, хозяйской расчетливости, демократии и... диктатуры. А еще фактуры, голоса, чувства юмора, доброты и рабочей злости. Но больше всего, наверное, ответственности. Иногда кажется, что того чувства долга, которое «отрастил» себе за время работы в строительной отрасли управляющий ОАО «Спасскцемент» Алексей Сысоев, с лихвой хватит на всех членов его команды. В принципе, так оно и есть. Потомственный цементник, молодой руководитель старейшего в крае производства делится этим качеством с подчиненными щедро, а тех, кто не хочет принимать и понимать его, перевоспитывает недолго. С такими он прощается. Точнее, прощался, и было это в те времена, когда он только пришел на предприятие. Слишком многое приходилось ломать, менять и заново строить. Сегодня в команде «Спасскцемента» каждый знает свой участок работы и каждый отвечает за него головой. Иначе быть не может: четкое и своевременное выполнение заданий - залог бесперебойной работы производства, на котором занято почти две тысячи человек.

         Спасскцемент - предприятие для края знаковое и значимое. Да, практически монополист. Трудное, энергоемкое и дорогостоящее производство, прибыль которого во многом зависит от факторов практически геополитических. Например, от цен на нефть (от них напрямую зависят цены на энергоресурсы и транспортную составляющую), спонтанных решений Минэкономразвития и субъектов Федерации (именно они влияют на рынок сбыта) и даже экономической ситуации в странах-импортерах цемента в Россию.

          Координировать такое производство может позволить себе только такой холдинг, как «Востокцемент», в состав которого «Спасскцемент» и входит. Уже более 10 лет. Собственно, благодаря этому «вхождению» завод с более чем столетней историей и выжил. Но это дело прошлого. Спасский цементный (точнее, Новоспасский) не только стряхнул с себя старую цементную пыль, но и возродился, взбодрился, вернул старых специалистов, прирос новыми и начал поставлять продукцию практически всему Дальнему Востоку. Во многом благодаря талантливым менеджерам нового поколения. В их команде – ни одного человека со стороны. Ни одного «просто управленца». Все руководители производств холдинга «вышли» из цехов и горных карьеров. Алексей Николаевич – не исключение.

          Его кредо: «Время идет вперед. За ним надо успевать».

 

          Алексей Николаевич, а у вас этого самого времени хватает? Бывает, что жалеете, что в сутках не 48 часов?

         Бывает, и жалею. Сколько бы мне ни рассказывали про чудеса тайм-менеджмента, навряд ли пойму руководителей, которые могут ровно в пять закрыть кабинет на замок.

         Часто в голове у меня возникает вопрос: а зачем мне это надо? Зачем мне надо каждый день раньше всех с утра приходить на работу и позже всех уходить? Для чего? Не зря есть такой анекдот: «Я всегда хотел стать директором, потому что думал, что буду приходить, когда захочу, уходить, когда захочу, ходить, в чем захочу. И вот я стал директором. Прихожу на работу первым, ухожу последним, ношу только галстук и костюм». Как-то так.

 

           Так вы нашли ответ на этот вопрос? Зачем вам все-таки это надо?

          Иногда, кажется, что нашел. Иногда - нет. Бывает, говорю себе: мне это надо, потому что это - мое дело и моя работа, если не я, то кто же? Я капитан, за мной – команда. Я точно получаю от этого удовольствие. От того, что все работает, что мы умеем справляться с трудностями, от того, что не боимся их. Иногда приходят совсем другие мысли: мы строим, созидаем, из нашего цемента возведены сумасшедшие по своей сложности и уникальности объекты, они еще будут возводиться, и когда мы уйдем - они останутся. Останется мост на Русский и космодром Восточный, останутся кампусы ДВФУ и набережные, города и дороги. А иногда вообще кажется, что главное то, что я получаю удовлетворение от работы.

 

            От процесса или от результата?

           От работы. А она может идти нормально только тогда, когда процесс выстроен под результат. Пример: когда меня мальчишкой родители брали на завод, тогда еще на Теплоозерский цементный, мне нравился сам процесс. Было до жути любопытно. Когда стал постарше и пришел работать в цех, был настроен только на результат. Всегда скорее хотелось увидеть то, что получается. Нетерпение просто какое-то было. И только позже я стал чувствовать некую гармонию в отлаженности самого процесса и как следствие – позитивного результата. Этот баланс очень важен, ведь те, кто получает удовольствие только от процесса, зачастую о результате не задумываются. Позже, став руководителем, я понял, что могу влиять и на то и на другое, и сохранять эту гармонию. Вот тогда я окончательно полюбил свою работу.

 

           Давно вы занимаете должность управляющего Спасскцемента?

          С 2007 года. До этого был заместителем генерального директора по капитальному строительству управляющей компании «Востокцемент». Еще раньше - управляющим Теплоозерского цементного завода. Прошел все этапы профессионального взросления и становления – от рабочего до директора завода (как сказали бы в советское время). Руководил и маленькой бригадой в три человека, и цехами в сто пятьдесят человек, и заводом в восемьсот. Сегодня в подчинении - две тысячи человек, за которых несу ответственность. Ведь цементник - это не просто специальность. Цемент надо любить.

 

          Любить цемент?

          Иначе как? Вот смотрите, наше производство, можно сказать, начинается с горного цеха. У нас не карьер – винегрет сплошной, породы перемешаны, как стекла в калейдоскопе. Работать очень сложно. Без любви к делу и технику загубишь, и породу не вынешь из земли или не ту достанешь и по конвейеру пустишь. Сам конвейер - почти четыре километра в один конец протяженностью. Сколько сил нужно положить нашим специалистам, чтобы он непрерывно работал? А как механики его ремонтируют в наши морозы, если все-таки ломается? Думаете, без любви к своему делу люди будут при минус 35, стиснув зубы на ледяном ветру, делать все, чтобы процесс возобновился? А на самом заводе? В цехе обжига летом - до 50 градусов жары. Детали изнашиваются, а люди держатся. Наши специалисты в цехе помола уже по одному виду клинкера (клинкер - полуфабрикат для выпуска цемента) могут определить, какой марки из него цемент получится, хотя, конечно, лабораторные пробы обязательны. Технологам нашим цены нет, служба качества - просто звери в хорошем смысле этого слова, на работающем электрическом и механическом оборудовании монета ребром может стоять. И так в каждом подразделении, которых всего 29. Вы думаете, без любви это возможно?

 

           Конкретно с производством вы давно знакомы?

          С детства. Наверное, родители просто передали нам любовь к профессии. И мама, и отец разрешали приходить на завод: мама – в отдел, где работала инженером-технологом, папа - в цех. Он был мастер цеха помола. Для нас это был не завод, это был почти космический корабль! Здесь все крутилось, работало, дышало. Строился край и область, мы с братьями знали, что строится все из того, что производится именно здесь и сейчас моими родителями, их друзьями, жителями поселка Теплое озеро. С детства в нас было заложено, что завод - это сила, мы это видели, чувствовали. Тем более что в поселке, в котором живут всего-то 5000 человек, каждый имеет то или иное отношение к производству.

         Так что я окончил школу с корочками электрика 2 разряда и сразу пошел работать на Теплоозерский цементный завод в цех помола. Правда, там образование пришлось получать заново, мне объяснили, что школьные корочки - лишь своеобразный допуск в профессию. Разряд подтверждал два месяца, остался работать в цехе помола электромонтером по обслуживанию мостовых грейферных кранов. Потом институт. Профильная специальность.

 

         Так понимаю, ковровую дорожку для вас никто не расстилал?

         Мои родители были цементниками, но никогда не занимали высоких постов. У меня два брата, и они тоже цементники. Путь наш в профессию был простым, дорожек нам не расстилали, в спину тоже не толкали, но вся семья шла, что называется, в ногу. И сегодня мы коллеги. Родители трудятся на Теплом озере, там же работает и средний брат Евгений, а младший Антон – со мной в Спасске.

 

          Я знаю много рабочих династий. Но вот так, чтобы все три сына выбрали специальность родителей, - это редкость.

         Может быть. Но это так.

 

         С чего вы начали, когда пришли на «Спасскцемент»?

         С генеральной уборки.

 

        «Новая метла по-новому метет?»

         Не без этого. Только мела эта метла в самом прямом смысле слова. Да, мы начали с зачистки. Для начала – в цехе помола. Когда я пришел на завод, мельница постоянно простаивала. А цементной пыли в цеху было столько, что дышать было трудно даже в респираторах. Надо было разобраться почему. Позвал специалистов. Они сразу разделились на два лагеря. Одни говорили – так всегда было и так всегда будет. Другие поверили, что исправить ситуацию можно. Я поверил вторым. Они – мне. Решили – разберемся.

       Когда желоб забился в очередной раз, на вахту вышла команда, которая хотела все изменить. Представьте - цемента по колено. Горячего. Для того чтобы проникнуть в образовавшийся тоннель, людям приходилось выгребать этот цемент почти на себя. Но посмотреть из-за чего встала мельница, надо! Пролазили в тесные горячие воздуховоды, смотрели. Нашли неисправность. Вот такая и была первая уборка. Не буду утомлять техническими подробностями. Но как итог - мы заменили узлы оборудования, отремонтировали электрожелоб. Когда убрали весь цемент, окружавший место аварии, оказалось, что теперь, чтобы добраться до него, нужно приставлять лестницу. Цемента было под два метра! Как вы думаете, с какой командой я стал работать дальше? Но теперь мы точно знаем - если где-то пылит больше чем нужно, необходимо срочно делать профилактику. Течет вода – ремонтировать систему водоотведения. Повышенный уровень шума – проверять работу оборудования. Порядок должен быть во всем. Сначала приходилось заставлять людей ответственно относиться к окружающему пространству, к своему рабочему месту. Сегодня уже все поняли: смысл работы - в чистоте.

 

         Вас послушать, так в идеале хорошо бы, чтобы на цементном производстве даже туфли не пылились.

         В идеале – почему нет? Сегодня же на нашем заводе точек только организованного пылевыброса больше тысячи. И за ними всеми надо следить. Устанавливать новые фильтры. Закупать новое оборудование. Завод - не ржавая труба, которую надо латать. Мы не ремонтируем, мы модернизируем.

 

         Модернизация – дорогое удовольствие.

        Но есть еще и экономическая целесообразность. Сегодня не выжить, не сокращая издержки. Не снижая затраты на производство продукции. Не экономя на топливных, энергетических, материальных и даже людских ресурсах. Экономия - она ведь не ради экономии, а ради полной конкурентоспособности продукта на рынке, при поддержании высокого его качества. А вот как это сделать, уже приходится соображать. Мы не можем изменить многое – тарифы, которые практически монополизированы, величину госпошлин, налоги. Но мы можем найти те точки на производстве, поработав с которыми, модернизировав их, можно сделать производство более рентабельным.

      

       Кто генерирует стратегию развития предприятия?

      Наше предприятие - только часть холдинга с вертикальной структурой управления. Так что задачи ставит управляющая компания, а мы выполняем их на местах. И для этого, конечно, разрабатываем стратегию развития. Свою. Но в русле стратегии всей группы компаний.

 

        Говорят, что у вас на заводе много планерок.

       Да. Дело в том, что процесс производства непрерывный и постоянно совершенствуется. Мы все делаем буквально на ходу (просьба не путать с «походя»), а потому координировать действия нужно постоянно. Опять-таки, управление завода в нашем случае суть некий мозговой центр, импульсы в который подаются как снизу (от наших служб), так и сверху (из УК). Мы реагируем на каждый. Каждый! Всё обсуждается, принимаются решения. У нас нет ни одной планерки ради планерки.

 

        То есть у вас демократия?

        Вот тут стоп. Я говорил об обсуждении предложений, а не принятии решений. Решения я принимаю сам. Демократия у нас только до определенного уровня, дальше уже монархия.

 

         Вы сейчас шутите?

        Ничуть. Зачастую у людей размыта граница понимания демократии и анархии. Даже небольшое послабление может способствовать тому, что первая перейдет во вторую. А потому на производствах нашего уровня необходимо, мягко говоря, авторитарное управление. Хотя я не игрок – одиночка. Я работаю в жесткой сцепке с коллективом. И на каждой планерке звучит одна и та же мысль: если мы не будем работать командой, если каждый из нас не будут ответственен за свое направление, у нас с вами ничего не получится.

        Уверен - руководители не должны ничего сами делать за своих подчиненных, мы должны подталкивать их, идеями, своим энтузиазмом, жечь…

 

         Легко сказать, а как заставить поверить?

         Не надо никого заставлять. Для того чтобы тебе поверили, достаточно быть честным к себе и своим подчиненным. Если вы идете на авантюру…

 

          На авантюру? Я не ослышалась?

         Да-да, именно на авантюру. Никогда не поверю, если кто-то скажет, что он никогда не совал голову в пасть дракона. Конечно, производственная авантюра обязательно подкрепляется исследованиями личными или твоих специалистов. Но цифры могут говорить одно, опыт – другое, интуиция - третье. И на сто процентов в успехе ты не уверен. Но видишь шанс. И вот ты уже все силы готов положить на то, чтобы этот шанс использовать. Это я и называю авантюрой. Но за тобой люди. Они «загораются». А авантюры не всегда бывают удачными. Иногда они заканчиваются провалом. И вот тут главное – ни в коем случае не винить людей, которые пошли за тобой. Только себя. Только ты не просчитал до конца.

 

           А вы сами любите подчиняться?

         Я дисциплинированный работник. Но мы, управляющие производств «Востокцемент», высоко ценим себя. Мы очень вредные, мы можем спорить до хрипоты, отстаивая свое мнение на любом уровне. Не только с подчиненными. Но и с руководителями холдинга. Мы, кстати, все такие, не один я. Многие почему-то думают, что оспорить решение собственника - это провал, беда… Прямая дорога на биржу труда. Вот что я скажу. Не бойтесь спорить. Во-первых, если собственник самодур, то на бирже труда вы и так рано и поздно окажетесь - те хозяева, которые не прислушиваются и не доверяют своим специалистам, долго не живут. Во-вторых, смотря как оспорить. Если эмоционально, как это делают наши парни в высокой политике, согласен, это дорога в никуда. А вот если подготовиться, объяснить техническую несостоятельность или же экономическую нецелесообразность предложения руководства… Почему нет? Нас всегда выслушают. Это нормально. Таким же образом мы строим работу со своими подчиненными. Цифры, факты - и давайте поспорим.

 

            И как итог. Что такое «Спасскцемент» сегодня?

          Вы хотите, чтобы лозунгами ответил? Флагман производства, лидер цементной промышленности. Можно и лозунгами, потому что в нашем случае они полностью соответствуют действительности. Но если простыми словами, «Спасскцемент» сегодня - обычный завод, занятый очень сложным производством. Но, тем не менее, делающий свою работу хорошо, и даже отлично. Завод, на котором работают удивительные, влюбленные в работу люди. Две тысячи человек. Каждый из которых на своем месте. Завод, который выпускает мощную линейку цементов со стабильным качеством и готовый осваивать любые продукты, необходимые нашим строителям. Я сам инженер, химик-технолог, и я знаю, у нас может получиться всё. Вот так, если коротко.

Смотрите также:

Щебеночный завод, асфальтный завод, асфальтовый завод

Асфальт с доставкой, асфальтовая крошка, асфальтобетон, заказать асфальт, купить асфальт

Бетон завод, доставка бетона

Бетон м 200, бетон м 400, бетон м 500

Гранитный щебень, доставка щебня, купить щебень

Продажа тротуарной плитки, производство тротуарной плитки, купить брусчатку    

Доставка цемента, продажа цемента, производство цемента

Цемент 400, цемент оптом, цемент цена

Цемент 500, заказать цемент, купить цемент