– Я очень хотела стать учителем. Очень. Поступала в педагогический институт, но совсем юная деревенская девчонка, экзамены провалила. Возвращаться в деревеньку в Амурской области было не то, чтобы неловко, просто хотелось действительно учиться. И мой дядя, который жил в поселке Теплоозерске сказал: «Поехали, у нас есть вечерний индустриальный техникум, поехали, поступишь». Поехала и поступила. Думала поучусь, и все-таки поеду в институт. Но… осталась. Стала интересна новая профессия, закончила техникум по специальности техник-технолог. В одну из практик отправилась на цемзавод. Начинала транспортерщиком угля в цехе обжига на четвертой и пятой печи, да собственно и не траспотерщиком вовсе, а разнорабочим – вплоть до совершеннолетия. Когда восемнадцать исполнилось, только тогда встала к ленте с углем. Стала работать уже не в день, а посменно по восемь часов. Поработала недолго, чуть больше года, и меня перевели мотористом – смазчиком.

               – Было трудно?

                Тяжело физически, но не только. Вечером же была учеба. До четырех работаешь в смену, а вечером, к семи - за парту. Были спаренные часы. До 11 вечера учились. А на следующий день - на работу. Три года пролетели. Закончила учебу, получила диплом, в 70-м году вышла замуж, и к моменту получения диплома дочку родила. Муж работал слесарем, сварщиком, учился в Челябинске.

                – Не искали более легкой работы?

                Да нет. В 1973 году я перешла работать в цех помола цемента машинистом цементных мельниц.

                – Что же, мужчин на заводе не было?

                Да у нас и сегодня много женщин работает машинистами мельниц. В общем машинистом проработала 11 лет, а потом в этом же цехе стала мастером. Не сразу согласилась – опасалась ответственности. Мастер же в ответе за все, что в цехе происходит - и за рабочих, и за технику безопасности, за оборудование, за процесс. Спасло то, что смена была полностью укомплектована – на работу выходило от 10 до 12 человек, каждый знал свой участок как родной. Мастером в помоле проработала 15 лет, и общий стаж в поле получается 26 годиков. Вот так.

                – В диспетчера сами ушли?

                В диспетчера не уходят, диспетчерами назначают. И не все соглашаются. Я, например, опять не сразу сказала «да». Потому что диспетчер он не за цех, он за слаженную работу завода отвечает. Именно он в ответе за то, чтобы транспорт вовремя доставил сырье в один цех и забрал готовую продукцию из другого, за то, чтобы велся учет всех происшествий, и за то, чтобы поломка, если она не дай бог случилась, была устранена в кратчайшие сроки.

                – Как начинается рабочий день диспетчера?

                У нас три основных цеха – сырьевой обжиг и помол. Они непосредственно заняты на производстве цемента. Людей много, со всеми нужно иметь не просто контакт, а добрый, правильный контакт. Сначала боязно было. Но научилась. Прихожу, открываю журнал работы оборудования цехов. Смотрю, сколько какое оборудование отработало, какие были простои – плановые или аварийные, приступаю к смене, звоню диспетчеру гаража – нужно сырье. Технику посылаем в карьер, за известняком, отправляем на дробилку, начинаю обход основных цехов – все ли работает, дробится, мелется, обжигается ли. На местах процессы контролируют мастера, а моя задача – контролировать взаимосвязь участков производства. В конце смены подводятся итоги, сколько сырье израсходовано, сколько продукции получено, как вело себя оборудование - по всем позициям. ПО утрам итоги смены подводятся очень внушительным коллективом, - с главным инженером, технологом, управляющим и мастерами смен.

                – Когда работать легче, в день или в ночь?

                Конечно в день, когда все дежурные службы на ногах. В ночь – ты один практически за все в ответе. Действительно ночной директор.

                – Как вы отдыхаете?

                Предпочитаю на даче, раз в месяц выбираемся с семьей на природу. У нас есть лодка, рыбачим, бродим по лесу.

               – У вас большая семья?

                По нынешним меркам не могу сказать, большая или нет, но очень дружная. У меня две дочки, две внучки, правнучка и внук. Больше всего, конечно балуем нашего маленького мужчину – ему всего семь, хотя правнучке десять. Жаль, что сейчас у бабушки стали бывать реже. Но все равно все наши праздники – семейные.