Цемент – хлеб стройиндустрии. Без него не могут обойтись ни одна сколько-нибудь серьезная стройка, ни предприятия, обеспечивающие строителей различными материалами, сделанными на основе цемента, пишет Деловая газета «Золотой Рог». И, конечно, ответственность и значение человека, руководящего работой главной дальневосточной «печки», которая этот «хлеб стройиндустрии» выдает, очень высоки. Он – всегда на виду, и к нему всегда есть вопросы.
Управляющий ОАО «Спасскцемент» Алексей СЫСОЕВ рассказал Деловой газете «Золотой Рог» о настоящем предприятия и опыте успешной работы с трудовым коллективом.
- Алексей Николаевич, многих удивляет, что, хотя в целом по стране производство цемента заметно сократилось, уменьшились объемы строительства, заводу «Спасскцемент» в минувшем году удалось не снижать выпуск своей продукции. За счет чего это достигнуто?
- План продаж по цементу на 2015 год у нас был 1 млн 411 тысяч тонн, а сделали 1 млн 464 тысячи. То есть, действительно, объемы продаж в нашей отрасли по стране падают, а мы удержались. Но должен сказать, что, хотя план мы немного перевыполнили, получилась определенная пересортица от запланированного по регионам. Традиционно мы поставляли цемент в южную и центральную часть Республики Саха (Якутия), в Хабаровский и Приморский края, в Магаданскую и Амурскую область. И у нас на самом деле поставки во все эти регионы просели.
Но появились два новых региона – Сахалин и Камчатка, на которые мы грузили цемент и раньше, но в основном специализированные марки. Так, на Сахалин ранее мы ежегодно отправляли по 14-20 тыс. тонн цемента специальных марок. А в минувшем году отгрузили уже более 200 тыс. тонн. Этим регионом мы и подтянули потери по другим. Чуда в этом нет. Именно столько Сахалин ежегодно и потреблял. Но за счет удобной морской логистики эта область в основном жила на иностранных поставках. Из-за роста курсов иностранных валют наш цемент, даже с учетом тяжелой логистики – железная дорога, паром, переход на другую колею железной дороги – стал конкурентоспособным на островном рынке. Получилось, что мы захватили ту его часть, на которую поставлялась иностранная продукция. То же самое касается и Камчатского края – с начала 2015 года мы поставляем в этот регион и клинкер, и цемент – как уже традиционные спец марки, так и общестроительные цементы.
Можно сказать, что так к нам повернулись новые рынки, так получилось. Но рассуждать таким образом нельзя. Допустим, не было бы роста доллара, и не факт, что наши регионы не продолжали бы строиться по-прежнему. Тогда, даже не будь Сахалина и Камчатки, не было бы основания, чтобы просел наш внутренний рынок в Приморье, Хабаровского крае и т.д.
- То есть, при любом раскладе предприятие могло удержать намеченный уровень?
- В 2014 году у нас на предприятии, как и по всей группе компаний «Востокцемент», в который мы входим, шло бюджетирование, и защищались планы продаж на 2015 год. Соответственно к ним был привязан и план производства. По этим планам мы и работали весь 2015 год.
Конечно, планирование может быть корректно или некорректно. Можно, например, запланировать поменьше и получить медаль за «план». Но я считаю, у нас планирование делается хорошо. В нем учитываются риски, возможные и перспективные контракты, которые могут быть заключены. Допустим, мы заранее знали, что будет строиться третья очередь угольного комплекса «Восточный порт», и соответственно заранее планировали поставлять туда цемент.
Надо отметить, что главная заслуга в том, что план оказался реальным, принадлежит не нам. «Спасскцемент» не продает цемент и не ищет новые рынки. Этим занимается «ДВ-Цемент» - сбытовая структура, которая продает продукцию всех заводов нашего холдинга. Ее специалисты дают нам производственный заказ, и мы делаем то, что востребовано рынком. И в этой связке мы сегодня наплаву.
Это хорошо, что у нас есть мощная структура, которая мониторит и анализирует рынок, ищет клиентов, а мы, производственники, гибко подстраиваемся под его потребности.
Допустим, нам говорят, что клиенту нужен цемент, но его устраивает не 8% содержания в нем алюмината (влияет на сроки схватывания цемента и выделение тепла), а только 4-6%. Тогда специалисты завода решают, как можно перестроиться под этого клиента. Конечно, себестоимость при выпуске этой партии немного вырастет, но в этом нет ничего страшного. Даже если мы потеряем какую-то прибыль, то клиент у нас сегодня получит именно такой цемент, какой он хочет, и будет доволен, что ему не пришлось искать его за границей или на западе страны, откуда он ни в коем случае не может быть с доставкой дешевле.
- Что считаете в работе главным?
- Наш главный ресурс – это не печи, мельницы и машины, а все те, кто ими управляет: люди, трудовой коллектив. Если этот ресурс плох, то любое современное оборудование либо не будет работать, либо сломается. Люди – главный ресурс. Мы можем планировать и что-то модернизировать только под конкретных специалистов. Что-то придумать и установить, не имея в виду, кто этим будет управлять, - это бесполезно. Ничего из этого не получится.
Конечно, все, что касается трудового коллектива, - это прямые дополнительные расходы и сплошные социальные вопросы. Так на это смотрят и любой акционер, и собственник, и даже государство. Соответственно, они этот ресурс пытаются уменьшить, чтобы получить больше прибыли. Но и без него – никак. Поэтому надо находить какой-то компромисс.
Любой руководитель для себя должен определить, что работать надо честно: то, что ты обещал, то ты должен дать.
Как мы работаем с этим «человеческим» моментом?
Во-первых, у нас на предприятии есть профсоюзный комитет. И никто не давит, что его не должно быть, потому что так было бы удобнее. А с профсоюзами – это тоже надо работать! Любой приказ, начиная с зарплаты, любое повышение, перемещение – надо согласовывать.
Во-вторых, у нас есть коллективный договор, который тоже сегодня есть не на каждом предприятии. Его требуется соблюдать. И раз в год происходит обсуждение выполнения колдоговора. И как мы работникам указываем, что они нарушают коллективный договор, так и они нам говорят, где мы нарушаем, чтобы мы исправили.
Не буду скрывать, что со стороны администрации у нас на самом деле есть нарушения, но их всего два – это переработка и трехсменка. Если человек заболел, то приходится ставить оставшихся в трехсменку, а это нарушение нашего законодательства: нельзя людям работать в таком режиме. Если же от этого невозможно уйти, то я должен им доплачивать. И я доплачиваю. Это же непостоянно – две смены отработать. Выйдет человек с больничного – и все наладится.
Люди сами говорят: «Алексей Николаевич, мы готовы поработать! Оплачивайте!» И я их понимаю: тоже бывало, не ходил в отпуска, потому что были нужны деньги. Брал отпуск, получал отпускные и сразу же выходил на работу. Однако сейчас так делать уже нельзя, даже если этого хочет сам работник, – человек должен отдыхать. Если он ушел в отпуск на 36 дней, а у нас есть отпуска и по 54 дня, то я уже не имею никакого права его отозвать – он получил свои отпускные и должен отгулять!
Государство предлагает брать дополнительных людей, платить им зарплату. Но если что-то сломалось, а целый год придется ни за что платить зарплату – это тоже, наверное, неправильно.
С профсоюзным комитетом все это согласовано: переработки оплачиваются, как положено – в два раза больше. За трехсменку человек получает как за переработку. И у людей проблем нет.
И в-третьих, наши работники и в среднем зарплату получают больше, чем средняя по Спасску-Дальнему. И в социальном плане защищеннее.
- Вероятно, у каждого работающего на предприятии сегодня есть личный интерес. А что вам дает удовлетворение в своей работе?
- Для меня главное удовольствие – это сама работа. Но не просто так – чтобы наработаться! Я ставлю перед собой цели, задачи, иногда амбициозные, и получаю большое удовлетворение от того, что удается сделать.
Я занимаюсь не только прямым руководством предприятия, но веду и социальные вопросы. Являюсь редактором нашей газеты «За цемент», был депутатом последнего созыва по городскому округу и сейчас снова выдвинут кандидатом в депутаты.
Считаю, что, будучи руководителем большого предприятия, надо быть везде. Тебя должны знать люди. Ты должен встречаться с ними, заниматься их проблемами, знать, чем живет город. Ведь наши люди, отработав на предприятии, идут туда жить. Соответственно, надо поднимать престиж Спасска-Дальнего, чтобы от нас не уезжали в другие регионы и во Владивосток, а жили здесь дальше.
Из амбициозного, мне приятно, что теперь «Спасскцемент» перешел на другой уровень выпускаемой продукции. Марки, классы цемента мы делаем те же, но их качество стало лучше. Ведь марка, класс соблюдается в определенных пределах – в зависимости от помола, содержания алюминатов и пр. А мы это внутреннее содержание продукции подводим к той границе, которая нужна потребителям.
После того, как меня пригласили управлять «Спасскцементом», я все свои знания вложил в изменение подхода к цементу как к продукту предприятия. Для предприятия это и хорошо, что руководитель – технолог и разбирается в таких вопросах. Цемент в ГОСТах имеет очень большой диапазон. И, допустим, ранее мы выпускали только высокоалюминатный цемент. Для бетона это плохо: в массиве он трескается из-за большого тепловыделения. Теперь освоили выпуск низкоалюминатного. Причем всех марок и классов. И для этого ввели всего лишь один новый компонент, причем с нашего же карьера. Зато перешли на новый уровень качества.
- В чем вы видите перспективу?
- Ни один акционер-собственник не выделит средства на модернизацию производства, если он не видит дальнейшего развития. Мы - акционерное общество, я - наемный менеджер. У меня нет собственности, акций. И когда я брался за эту работу, то смотрел устав ОАО, а в нем, как и в уставе любого другого акционерного общества, первой строкой написано, что главная цель деятельности – получение прибыли. Но именно эта прибыль и идет потом на модернизацию нашего завода. Соответственно, я, как наемный менеджер, должен делать и делаю все для развития своего предприятия.
И когда я сегодня подаю на рассмотрение совета директоров многолетний инвестиционный проект, то понимаю, что акционеры уверены в своем деле – раз они сегодня вкладывают средства в долговременное развитие «Спасскцемента».
Оригинал интервью –http://www.zrpress.ru/business/primorje_29.03.2016_76946_spassktsement-davat-pribyl-ne-zabyvaja-o-ljudjakh.html