Как одному из крупнейших холдингов Дальнего Востока удается успевать и в бизнесе, и в социальном партнерстве

Деятельным и насыщенным на события сложился 2019 год для одного из флагманов дальневосточной строительной индустрии – группы компаний «Востокцемент». Потребности строительной отрасли региона растут с каждым годом – не только в объемах, но и в качестве, в разнообразии материалов. Много вызовов подготовил год, много задач стояло перед предприятиями холдинга, много важных решений принималось. Обо всем этом рассказал генеральный директор ООО «Востокцемент» Алексей Сысоев.

- Алексей Николаевич, конец года – это не только предпраздничное настроение, поздравления и пожелания, но – особенно это касается руководителей – время подводить итоги. Как «Востокцемента» завершает 2019-й год?

- Один из главных итогов года – это повышение спроса на нашу продукцию. Начиная с основного сегмента – цемента, заканчивая щебнем. Наши заводы к такой ситуации были подготовлены и смогли утолить растущую потребность Дальнего Востока в стройматериалах.

Существенно возросло производство цемента на заводе в Якутии. Это стало возможно благодаря введению в строй третьей технологической линии, включающей печное отделение с обжиговой печью (длина которой, кстати, 127 метров) и цех помола цемента. Запуск новых мощностей – процесс дорогой, трудозатратный и длительный. Как показала практика, инвестиционное решение оправдало себя. Сегодня «Якутцемент» может производить до 500 тысяч тонн цемента в год.

В этом году первые поставки в Амурскую область – на газоперерабатывающий завод - произвел Теплоозерский цементный завод, расположенный в Еврейской автономной области. План производства на предприятии увеличен с 144 до 276 тысяч тонн в год. Смогли бы мы справиться с такими объемами, если бы не содержали все печи в боеспособном состоянии? Если бы не занимались их ремонтами и обслуживанием даже в периоды простоя? Ответ – нет, не смогли бы.

Плановые ремонты ведутся на заводе Спасскцемент. Планируем в первом квартале следующего года перевести производство на газ, что существенно скажется на себестоимости нашей продукции и повысит экологичность предприятия. Завод к получению голубого топлива подготовлен. Обучены работники - почти 120 человек. Получены все необходимые аттестации и допуски. Приобретена программа для проверки знаний сотрудников по устройству и эксплуатации газовых сетей.

Хочется отметить, что бурный рост в этом году наметился по такому направлению как щебень. Этому способствовала реализация государственной программы «Безопасные и качественные дороги», масштабные ремонты и строительство дорог в регионе. Владивостокский бутощебеночный завод и Дробильно-сортировочный завод в Артеме весь год работали на полную мощность. Но, чтобы успеть за этим ростом, нужно быть еще динамичнее. И мы сделали серьезный задел на будущее. ВБЩЗ приобрел дополнительные дробильные мощности, запустил четвертую стадию дробления. Это дополнительные 270 тысяч тонн щебня в год на городской рынок.

На ДСЗ в начале года поставили дробильный комплекс Barmac, с помощью которого завод смог увеличить ассортимент продукции: в «меню» появились кубовидный щебень и кубовидный песок. В следующем квартале на завод поступит мобильный дробильный комплекс, который позволит не только закрыть все объемы, но и сделать накопления продукции.

В этом году серьезные инвестиции направлены на обновление парка тяжелой техники – это экскаваторы, фронтальные погрузчики и бульдозеры. Так, на ТЦЗ поступили два экскаватора Hitachi ZX470, на «Якутцемент» - бульдозер Komatsu D275A. На «Спасскцемент» - Hitachi ZX670, бульдозер Komatsu D155, фронтальный погрузчик Hitachi 180. На ДСЗ поступят новый фронтальный погрузчик Hitachi ZW250 и экскаватор Hitachi 330. На ВБЩЗ пришел экскаватор Hitachi ZX670. Да, это дорогие бренды, но при этом с оптимальными эксплуатационными расходами.

С техникой все понятно: ее сразу видно в действии. А вот замена технологического оборудования, да чтобы не просто деталь на деталь, а вдумчиво, с рациональным подходом – это другое дело. Результат в таких случаях не виден сразу. Он становится заметным со временем, отражается в показателях эффективности. И чтобы его достичь, нужно понимать всю технологическую цепочку.

Взять такой специфичный показатель, как шаровая нагрузка цементных мельниц. Например, в «Якутцементе» поставили новую мельницу. Работает вроде хорошо. Но наши специалисты обратили внимание, что шары в ней быстро стираются: по двести грамм на тонну продукции. Это ведет к повышению себестоимость производства. Заказали другие, дороже, но по итогу они показали лучшие эксплуатационные показатели. Сейчас уже 72 грамма на тонну. В далекой перспективе они оказались намного выгоднее.

О чем это говорит? О том, что коллективам, которые работают у нас в Якутии, на Теплом озере, в Спасске-Дальнем, нужно, чтобы все работало не просто исправно, но еще и с максимально возможной эффективностью. Главное, что они знают, как этого достичь.

- В этом году «Востокцемент» провел целую «спецоперацию», чтобы доставить бандаж для вращающейся печи на «Спасскцемент»?

- В ноябре на «Спасскцемент» был доставлен бандаж для вращающейся печи из особо прочной стали диаметром почти 8 метров. Масштабную конструкцию по заказу компании изготовили в Китае – на крупнейшем промышленном заводе Поднебесной в городе Лоян.

Для транспортировки бандажа в Спасск-Дальний была разработана настоящая спецоперация. В Приморье огромная деталь прибыла морским путем – через порт Шанхая судно доставило бандаж во Владивосток – в порт «Первомайский». Проведенный аудит маршрута показал, что вывезти бандаж из порта наземным транспортом не получится - он попросту не проходил через установленные здесь рамки радиационного контроля. Поэтому, после необходимой процедуры растаможивания с помощью плавучего крана бандаж доставили на морской причал на полуострове Назимова. И уже здесь погрузили на тягач. Специально для перевозки бандажа на заводе Лояна была заказана подпорная рама. Эта конструкция позволяет равномерно распределить вес груза на трал. На крутых владивостокских подъемах и поворотах тягач страховали два самосвала.

В Спасск-Дальний бандаж доставляли ночью, когда на дорогах минимальное движение. Тягач, который вёз бандаж, сопровождали запасной тягач и четыре легковых автомобиля - два ехали впереди колонны, два - закрывали движение. Вот такая «спецоперация».

Для понимания: вращающиеся цементные печи стоят на специальных опорах. На заводах, где используется мокрый способ производства, печи пяти- и шестиопорные – в Якутии, в Теплоозерске – семиопорные. Диаметры бандажей на печах от 3,6 до 7 метров. А вот в Спасске, где сухой способ производства, стоят две печи с четырьмя опорами. Бандаж у них восьмиметровый. Понятно, что это уже негабарит. Представьте себе огромное цельнометаллическое кольцо, которое занимает обе полосы и его надо доставить в Спасск-Дальний.

Одно из решений, применяемых в советское время, – изготовить бандаж, состоящий из двух частей, и сварить воедино уже на месте. Существуют специальные методики, позволяющие это сделать, но получить идеальную геометрию в результате сварки все равно невозможно. Лучше всего – кованный цельный бандаж. И мы его заказали. Вопрос – как теперь привезти?

На канале «Дискавери» часто показывают фильмы, как из точки А в точку Б перевозят гигантские детали, лопасти ветряных мельниц и так далее. Такой же фильм можно было снять на основе нашей истории. Главное, что все было произведено официально, с соблюдением всех правил и норм. Мы исключительно законопослушны, не ищем серых схем и дорожим нашей репутацией. Поэтому операцию по доставке мы начали только после того, как получили все разрешительные документы и сопровождение. Пусть это дорого, но репутация для нас вообще бесценна.

- Рынок стройматериалов – очень конкурентная среда. Как в ней себя чувствует «Востокцемент» и в чем сила брэнда?

- Легче всего бороться низкой ценой. Но всегда есть опасность превратиться в тех, кто потом низкой ценой оправдывает недостатки в качестве. Поэтому цена должна быть не низкой, а оптимальной при поддержке высочайшего качества. И именно в качестве заключается наша сила. Это и лабораторный контроль на каждом этапе производства, и постоянная замена лабораторного оборудования, и повышение квалификации специалистов, и сертификация продукции.

- Стали ли заказчики более требовательными? У каждого ведь, наверное, есть свои пожелания к составу продукции конкретно под свой проект, свои условия? Как всем угодить?

- Ассортимент нашей продукции настолько градуирован по ГОСТам, что любой, даже самый придирчивый клиент может подобрать то, что ему надо, из представленной линейки товара. Если ему нужен материал для использования в условиях морской воды – пожалуйста. В линейке 11 видов – выдумать что-то новое сложно.

Наше правило – делать все в рамках ГОСТа, но на одну ступеньку выше. Допустим, есть цемент марки 400, где 400 – это показатель прочности. Чем он выше, тем лучше продукт. В рамках ГОСТа этот показатель может колебаться от 400 до 500. И мы стараемся этот показатель подтянуть к высшей границе, потому что вам, как клиенту, это выгоднее.

Есть клиенты, которым нужен нормированный цемент, но с какой-то улучшенной отдельной характеристикой. В таких случаях мы идем навстречу, даже если объем невелик. Понятно, что для нас это дополнительные затраты, но мы эту партию все равно выпустим. Потеря клиента для нас всегда дороже.

Есть марки цемента, которого в год могут продать несколько тысяч тонн. В общей статистике продаж это крохотный объем. Но посмотрите: когда мы только начали развивать такое направление, как тампонажный цемент на «Спасскцементе», его у нас не брали и тысячи тонн в год. Представляете, завод выпускает продукции на 1,9 миллионов тонн, и тут какая-то тысяча. А его ведь нужно отдельно замолоть и сертифицировать. Но сегодня мы эту марку продаем объемами около 10 тысяч тонн в год. Потом, уверен, будет 20 тысяч, 40 и дальше по нарастающей.

Похожая история с сульфатостойким цементом, производимом в Якутии. Сначала были сомнения: кто его будет брать, зачем заморачиваться? Заморочились. В прошлом году получили на него сертификат. И клиенты сразу нашлись. На следующий год у нас по этому направлению еще больше заказов.

- «Востокцемент» известен активной социальной политикой. Особенно это заметно на тех территориях, где предприятия являются градообразующими. Как строится работа в этом направлении?

- Первая задача любого руководителя - не потерять все хорошее, что было в прошлые годы. «Востокцемент» ничего не потерял. Ни в объемах внутренних социальных выплат, ни в социальных проектах на территориях, где мы присутствуем.

У нас есть целый ряд выплат для работников по различным жизненным ситуациям: от выхода на пенсию до сбора детей в школу.

У работника есть рекомендации, что ему надо бы поправить здоровье - у нас есть бесплатные путевки в санатории.

Если человек увольняется, отработав на цементном заводе больше 20 лет, мы ему даем специальную выплату. Не все так делают. Казалось бы, зачем? Он же сам уволился, перешел на другое место или еще что. Но мы гордимся, что человек отдал нашему предприятию два десятилетия. Причем, если больше 30 лет – выплата вырастает. Больше 40 – еще больше. Таким образом, мы признанием заслуги работника, даем ему стимул работать на нас дальше. Да и о себе, как о работодателе, надо оставлять хорошее впечатление.

«Востокцемент» поддерживает профсоюзные организации. Все, что касается трудовых отношений: своевременная выдача аванса и зарплаты, переработки, отпуска, социальные гарантии – это исполняется в обязательном порядке. Вместе с профсоюзами мы решаем социальные вопросы, выделяем средства на спартакиады, на корпоративные и памятные мероприятия.

Что касается территорий, то «Востокцемент» всегда позиционировал себя как социально ответственный бизнес. Мы открыты для социального партнерства. Последний пример - Аллея Славы во Владивостоке. Чтобы она появилась на территории госпиталя для ветеранов войн, нужно внести объект в программу, заложить средства в бюджете, провести конкурс и так далее. Долгий процесс. А тут Приморская краевая организация ветеранов войны, труда и правоохранительных органов кинула клич среди предпринимателей. Почему бы не помочь? Мы включились в эту работу. Где-то площадка детская не попала в губернаторскую программу «1000 дворов» или еще что-то. Где можем помочь, там помогаем. Администрации обращаются к нам за щебнем, камнем, отсевом. С удовольствием откликаемся. Но как партнеры: то есть не сделать за кого-то, а принять участие в хорошем и полезном проекте.

Отлично налажена поддержка спорта. «Спасскцемент» старается поддерживать все виды спорта, которыми славится Спасск-Дальний. Где-то небольшими суммами - на вступительные взносы для команд, где-то более серьезно. В Спасске есть футбольная команда, половина игроков, если не больше – сотрудники завода. Конечно, мы оказываем финансовую поддержку. Поддерживаем и команду по боксу.

Насыщенной социальная повестка была и в «Якутцементе». Это и поддержка местных инициатив, и развитие спорта, и помощь медицинским организациям, и открытие баскетбольной площадки в Мохсоголлохе.

Теплоозерск – маленький поселок. Там проживает четыре тысячи человек. Главной точкой притяжения людей является местный парк культуры и отдыха. Теплоозерский цементный завод сделал там центральные дорожки, установил воркаут-площадку, восстановил фонтан. В поселке за время его существования было два фонтана. Один - на главной площади, второй - в парке. В 90-х оба пришли в упадок. От того, что был на площади, ничего не осталось. Разломали. Тот, что находился в парке, внешне сохранился, но не функционировал. Его подкрашивали иногда, чтобы смотрелся красиво, но подвести к нему коммуникации – это непосильное бремя для поселка.

И ТЦЗ решил помочь. Подошел к вопросу вдумчиво, с пониманием дела. Запустили фонтан без подключения к сетям. Закопали в землю емкости, купили насосы и все необходимое оборудование. Сделали объект автономным. Я присутствовал на открытии фонтана. Когда его запустили, в фонтан столько детей набилось - яблоку негде упасть. Настоящее событие для поселка. И таких, казалось бы, мелких моментов очень много.

ВБЩЗ в этом году тоже стал партнером хорошего социального проекта. Принял участие в строительстве воркаут-площадки на пляже Юбилейный. Благодаря заводу, предоставившему скальный грунт, площадь объекта увеличилась вдвое.

- Какие задачи для себя ставит «Востокцемент» в целом на будущий год??

- Модернизация производства, плановые ремонты, социальные направления - это наши постоянные задачи, которые никогда не уйдут с повестки. Не останавливаемся на обновлении автопарка. Уже прорабатываем с поставщиками техники список покупок на следующий год. Ждем газификации «Спасскцемента». Это будет настоящий прорыв в плане эффективности и экологичности производства. На ДСЗ ждем прибытия нового мобильного комплекса дробления, который поменяет структуру производства, увеличит его объемы, снизит себестоимость. Запланированы ремонты на ТЦЗ. На «Якутцементе» продолжится развития новых марок цемента.

И, конечно, следующий год мы объявили годом кадрового резерва. Поэтому особое внимание будем уделять программам обучения, повышения квалификации, привлечению новых работников.

- Алексей Николаевич, спасибо за интервью. Настало время, мне кажется, перейти от корпоративных дел и подведения итогов к делам праздничным. Приближается Новый год. Что бы вы пожелали сотрудникам всех предприятий, входящих в холдинг?

- Я хочу пожелать всем: от высшего руководящего состава до рабочих всех специальностей, чтобы они получали удовольствие от своего труда. Счастлив тот человек, который с радостью идет из дома на работу и с радостью возвращается с работы домой, где его ждет семья. Если у человека будет хорошее настроение, все у него будет ладиться: и на работе, и в семье.

Хочу пожелать всем здоровых амбиций. Каждый человек должен стремиться к самосовершенствованию: быть лучше своего соседа по станку, компетентнее другого специалиста. Надо идти вперед, но, главное, перед этим поставить определенную цель. Только тогда все получится. Медленно идущий к цели всегда обгонит быстро бегущего без нее.

Сергей Петрачков, газета «Владивосток»