Сложным, но интересным сложился уходящий 2018 год для одного из флагманов дальневосточной строительной индустрии – группы компаний «Востокцемент». Немало новых объектов – жилых комплексов, производственных площадок, автомагистралей, портов и причалов – возводилось на Дальнем Востоке в этом году. И везде нужен был цемент и щебень. Строителей этими важными материалами обеспечивали заводы «Востокцемента». Но не только трудовыми успехами славен холдинг. На его счету немало добрых дел, совершенных для жителей территорий, на которых находятся предприятия.

Обо всем этом в интервью с генеральным директором ООО «Востокцемент» Алексеем Сысоевым.

- Алексей Николаевич, как можно в целом охарактеризовать 2018 год для холдинга «Востокцемент»?

- 2018 год для холдинга «Востокцемент» и всех 5 тысяч сотрудников выдался напряженным, но при этом богатым на события. Задачи перед производствами стояли сложные, масштабные, и коллективы заводов справились с ними на «отлично». Были перевыполнены планы продаж по цементу, клинкеру, щебню, минеральному порошку еще до окончания строительного года. Сейчас заводы активно готовятся к следующему сезону – проводят диагностику оборудования и плановые ремонтные работы, чтобы в новом, 2019 году подойти в полной боевой готовности.

- А какие важные события можно выделить в 2018 году?

- Прежде всего, запуск третьей технологической линии на заводе «Якутцемент», что позволяет нам увеличить выпуск цемента почти на треть. Строительство третьей технологической линии длилось 4 года. Это самое масштабное инвестиционное вливание за всю историю компании «Востокцемент». Якутцемент планирует до начала навигации 2019 года довести производственные мощности третьей линии до требуемых параметров и обеспечить выполнение плана по выпуску и реализации продукции.

На Спасскцементе были продолжены работы по газификации предприятия. На Теплоозерском цементном заводе был перевыполнен производственный план, проведены сложные ремонты технологического оборудования и существенно обновлен автопарк.

На Владивостокском бутощебеночном заводе в этом году была проведена модернизация, а именно добавилась еще одна стадия дробления, в связи с чем увеличился выпуск строительного песка и щебня фракций 5х10, качество продукции при этом улучшилось. Дробильно-сортировочный завод в поселке Заводском прирос новым карьером.

Также серьезно обновлен автопарк на всех заводах: появились новые самосвалы, погрузчики, автокран и цементовозы.

Мы продолжаем выполнять все социальные обязательства перед людьми, ведь коллектив для нас – важнейший ресурс.

И главный результат работы – построенные на нашей продукции объекты: жилые дома, школы, аэропорты, дороги и другие важнейшие инфраструктурные проекты.

- Вот об объектах хотелось бы поговорить. Не могли бы вы назвать крупнейшие стройки, где за последний год применялась продукция Востокцемента?

- В Приморском крае можно отметить судостроительный завод «Звезда» в Большом Камне и ТЭЦ «Восточная» во Владивостоке, причал в поселке Пластун, перевалочный терминал АО «Восточный порт», строительство его третьей очереди – здесь отгружался цемент Спасскцемента.

В Хабаровском крае цемент Теплоозерского цементного завода и Спасскцемента применялся при строительстве угольного терминала в бухте Мучка, нового аэропорта в Хабаровске, Хабаровского аквапарка, Детского больничного комплекса в Комсомольске-на-Амуре и на других объектах.

Для Амурской области знаковыми проектами, в основе которых наш цемент, стали вторая очередь космодрома «Восточный»; объекты, возводимые в рамках проекта «Восточный нефтепровод»; строительство объектов в рамках реализации проектов газовой отрасли – газопровод «Сила Сибири» и Амурский газоперерабатывающий завод; а также масштабный международный проект – пограничный мостовой переход через реку Амур, который свяжет Благовещенск (Россия) и Хэйхэ (КНР).

В Якутии цемент завода «Якутцемент» поставлялся для реконструкции взлетно-посадочной полосы аэропорта Якутск, строительства берегозащитных укреплений причала в крупном транспортном узле Якутии – поселке Нижний Бестях, газопровода «Сила Сибири», для производства дорожных и аэродромных плит, а также свай, выпуск которых был освоен в этом году на заводе.

Не стоит забывать и про отдаленные субъекты Дальнего Востока – Сахалин, Камчатку, Магаданскую область и Чукотку. Спасскцемент – традиционный поставщик цемента в эти регионы. Стоит отметить, что поставки здесь имеют ряд значительных ограничений – это короткий срок навигации и, соответственно, лимитированный срок доставки продукции. Цемент для таких отгрузок тарируется в двухслойные МКР (мягкий контейнер разового использования – прим. ред.) по 1,5 тонны. Данная упаковка является удобной и современной тарой для перевозки, так как позволяет доставить груз в целостности и сохранности на большие расстоянии и выдержать несколько этапов загрузки-разгрузки.

Кстати, щебень ВБЩЗ и ДСЗ также отправляется в отдаленные регионы – на Ку­рильские острова, в Чукотский автономный округ, на Сахалин и на Камчатку. В эти регионы Дальнего Восто­ка, в связи с отсутствием своих дробильно-сортиро­вочных фабрик, щебень, как и другие строительные материалы, отправляется морским транспортом.

Отмечу, что крупные проекты – только часть объектов, в основе которых лежит продукция наших заводов. Наши потребители – это еще и производители бетона, асфальта, ЖБИ-изделий, дорожники по всему Дальнему Востоку. На их продукции возводятся жилые дома, строятся дороги и многое другое.

- На рынке у вас немало конкурентов – как внутри региона, так и за рубежом. Как должна быть построена, на ваш взгляд, грамотная работа по сбыту продукции. Какой процент продаж происходит онлайн?  

- Наш принцип таков – любым делом должны заниматься профессионалы. Заводы занимаются производством, а вот сбыт за нашими тремя официальными представителями – во Владивостоке (компания ООО «Центр снабжения ДВ» и ее обособленное подразделение в Якутии), Хабаровске (компания ООО «Цементный Дом») и Благовещенске (компания ООО «Торговый Дом «ДВ-Цемент»). Это сложившаяся годами практика, и она работает.

На плечах официальных представителей лежит вся работа по реализации продукции – от консультирования клиентов и заключения договоров до организации доставки продукции конечному потребителю. География – весь Дальний Восток. Продукция наших заводов поставляется не только в автоцементовозах, но и по железной дороге, – причем и за пределы ДВФО, – а также идет морем и речным транспортом.

По Приморскому краю нашей сбытовой структуре помогает реализовывать цемент широкая сеть дилеров. В Хабаровске есть свой перевалочный комплекс, который реализует цемент навалом. В Благовещенске есть склад, где потребители могут купить как тарированный, так и навальный цемент. А в этом году появился перевалочный комплекс в городе Свободном, что позволяет получать потребителям цемент навалом.

Сравнительно новый канал продаж – это портал для клиентов www.dvcentr.ru. Он позволяет не только оформлять заказы, получать готовые отчеты об отгрузках, но и онлайн оплачивать заказы круглосуточно и из любой точки мира. То есть купить цемент с доставкой теперь можно не выходя из дома. По итогам 11 месяцев 2018 года по Приморскому краю 54 % от всех заказов – это заказы продукции онлайн через портал.

- «Востокцемент» известен во всех регионах присутствия своей социальной политикой. Особенно ярко это проявляется в тех местах, где заводы холдинга являются градообразующими предприятиями. Как строится работы в этом направлении?

Действительно, социальная ответственность бизнеса – это для нас не пустые слова, а важная составляющая работы. Мы оказываем помощь в сфере образования, культуры, спорта, медицины, помогаем целым поселкам и городам, где находятся наши заводы.

Например, Спасскцемент в этом году традиционно помогал образовательным учреждениям Спасска-Дальнего, детским лагерям – выделял технику, строительные материалы, помогал в закупке оборудования, школьных принадлежностей, проводил ремонты и предоставлял саженцы хвойных и лиственных деревьев, делал подарки к Новому году общественным организациям Спасска-Дальнего. Также завод принимает участие и в культурной жизни города, организовывает мероприятия для общества ветеранов Спасскцемента и общества инвалидов имени Сергея Лазо к Международному женскому дню, ко Дню защитника отечества и другим праздникам.

Якутцемент также постоянно выделяет строительные материалы и технику учреждениям образования и культуры, а также помогает в проведении ремонтных и строительных работ, благоустраивает дороги, строит важнейшие инфраструктурные объекты, выступает спонсором спортивных команд и мероприятий. В этом году среди тех, кому была оказана помощь, села Кердем, Едяй, Качикатцы и Кытыл-Жура, Хоточчу, Бестях и Нижний Бестях, город Покровск и родной поселок Мохсоголлох. При содействии Якутцемента около 20 юных хангаласцев смогли принять участие во всероссийских и международных соревнованиях и фестивалях. Под пристальным вниманием руководства завода остаются многодетные семьи. Почти 40 семей смогли отремонтировать жилье и начать строительство домов, провести газ и электричество в свои дома.

Отдельно стоит отметить сдачу нового здания Покровской средней школы №3. Жители ждали ее не меньше 35-ти лет. В новой школе будут обучаться 350 детей. Кстати, это уже 22-я по счету школа, построенная с участием Якутцемента.

Теплоозерский цементный завод в 2018 году оказывал помощь строительными материалами школам и детским садам, кроме этого, выделался ГСМ для школьного автобуса в периоды отсутствия средств у школы. Были выделены средства на помощь еврейской общине «Фрейд», а также строящемуся храму в поселке Известковом в оплате и доставки куполов.

Весь год Владивостокский бутощебеночный завод помогал жителям улицы Карьерной, над которой предприятие взяло шефство. Так, были закуплены и переданы для посадки несколько кустов сирени. Для жильцов дома по улице Карьерная, 30 в течение года оказывалась помощь в ремонте придомовых дорог, обустройстве придомовой парковки, также была установлена современная детская площадка.

Дробильно-сортировочный завод помогал администрации города Артема и поселка Заводской. Так, завод безвозмездно выделил песок из отсевов дробления, скальный грунт, щебень.

Это совсем неполный перечень добрых дел. Подробно мы уже рассказали об итогах социальных мероприятий за 2018 год.

- На заводах «Востокцемента» периодически требуются новые рабочие. Каким образом решаете проблему дефицита рабочих кадров?

- Проблема квалифицированных кадров, действительно, остается актуальной для российского рынка труда, а для Дальнего Востока – в особенности. У любого руководителя, который объективно оценивает сегодняшнюю ситуацию, есть понимание того, что нужно поднимать престиж рабочих профессий. Цементники и щебеночники – кадры уникальные. Наша общая позиция – взращивание профессионалов у себя на заводах – их постоянное обучение и сопровождение на всем трудовом пути.

Это единая политика для всех предприятий «Востокцемента». Причем мы начинаем эту работу не просто с молодых кадров, а с еще потенциальных работников – школьников и студентов. Наши заводы ведут сотрудничество с учебными заведениями, заключают договоры по переподготовке, повышению квалификации и профессиональному обучению молодых специалистов определенных направлений, а также занимаются организацией всех видов практик (учебной, производственной, преддипломной), проводят экскурсии.

Мы понимаем, что сотрудников важно удержать на заводе. Востокцемент уделяет особое внимание обучению, предоставляет возможность профессионального и карьерного роста, повышению квалификации, а также целевому обучению в высших и средних специальных учебных заведениях. Также принята система льгот и социальных гарантий, есть обучение без отрыва от производства.

- Какие задачи для себя ставит Востокцемент в целом на будущий год?

- Прежде всего, это выпуск качественного цемента и щебня. Это наша ежегодная и ежедневная задача, ради которой работает весь холдинг, все 5 тысяч человек. Приятно, что сотрудники каждого завода и подразделения нашего холдинга чувствуют свою ответственность и значимость, добросовестно трудятся на пользу родного завода и строительного комплекса нашего региона. В 2019 году мы продолжим модернизацию производства, как всегда сделав акцент на производственной эффективности.